Сегодня
12.11.2019
Сейчас
12:34
€ EURO ЦБ
70,4759 руб.
$ USD ЦБ
63,9121 руб.
Архив материалов сайта

SAVVA: "Современное искусство - это сфера деятельности, где никто не стареет"

SAVVA. Фото: Рамон Гонсалес
12.12.2013 | 13:51
С 7 по 25 декабря 2013 года в Москве проходит выставка "SAVVA. GOLDEN EDGE". В ней представлены работы американского художника русского происхождения Саввы, который привез их на родину после почти 20-летнего перерыва. По мнению критиков, работы художника вызывающе красивы. Элементы традиционных орнаментов, великолепие и роскошь синего, черного, золотого, четкость линий, стилизованные растения и животные отсылают к лучшим традициям модерна и арт-деко.

- Савва, что для вас значит словосочетание "Современное искусство"?

- Для меня - это очень обьёмное понятие. Прежде всего, современное искусство - это моя сбывающаяся мечта: всю жизнь хотел зарабатывать деньги тем, от чего получаю удовольствие. Причём, последнее время обнаружилась тревожная тенденция: чем больше удовольствия получаю, тем больше денег мне за него дают.

Современное искусство - это счастливая возможность работать в пространстве, где перекрещиваются не только все жанры изобразительного искусства, но и виды искусства вообще: и музыка, и театр и кино и дизайн. Даже те виды человечской деятельности, которые до недавнего времени вообще трудно было соотнести с каким бы то ни было видом искусства. Моя же тема в этом пространстве - изобразительный ритм.

Современное искусство для меня - это профессиональная необходимость (с которой я не против смириться) ездить, путешествовать, бывать в городах и странах, общаться с удивительными людьми...

Современное искусство - это сфера деятельности, где никто не стареет. Здесь нет корифеев , академиков, заслуженных старцев. Здесь все молоды. Сам жанр подразумевает молодость духа. Илья Кабаков, Олег Целков, Дамиен Хёрст - все они, несмотря на то, что уже уже больше полвека в искусстве, остаются студентами - бунтарями. По духу. А деньги зарабатывают как взрослые.

- Говорят, что работы современных художников - это высказывание. Ваши работы - что вы хотите ими сказать? Какое это высказывание?

- Вот именно - высказывание. То есть - вербальное, воспринимающееся на слух. А моё слово в изобразительном искусстве - музыка. Точнее - ритм.

Так уж случилось, что с детства я был одинаково сильно увлечён игрой на ударных и занятием живописью. С годами я почувствовал, что в моей живописи влияние ударных становилось всё крепче и крепче, а вот в ударных влияния живописи не было никакого.

Я заметил, что пока стою в раздумье у мольберта, пальцы машинально крутят кисть как барабанную палочку. И в тоже время мне ни разу не удалось во время игры так коснуться палкой мембраны, чтобы ощутить прикосновение кисти к холсту.

Я решил не спорить с судьбой и прекратить живопись на барабанах и продолжить ритмические построения на холсте. Понравилось. Вот так и подытожим: ритмические построения на холсте.

Я не хочу никого обманывать: за ударной установкой я - далеко не Питер Орскин. Но я с уверенностью могу гарантировать то, что Питер Орскин не может сделать то, что я делаю с ритмом на холсте.

- Вы говорите, что все ваши работы идут от музыки? Какую вы слушаете музыку?

- Разумеется, ту, где ярче воплощается ритм. И необязательно это должны быть одни ударные, или ритм секция. Чаще всего я слушаю пожалуй Жако Пасториуса, Оскара Петерсона, Курта Эллинга... Обратили внимание? – бас-гитара, фортепьяно, вокал. Но их музыка в моём восприятии рождена прежде всего ритмом, а потом уже - гармонией, звуковыми окрасками и прочее. Послушайте народное полифоническое пение - русское, грузинское, балканское... - что там создаёт такое динамичное пульсирование, бешеный драйв? - ритм. Подчас скрытый, но это - он.

Да чего там далеко ходить, всё лучшее , что сделано в классической музыке, основано на ярком ритмическом, подчас неожиданном, построении: Бах, Моцарт, Бетховен. У Россини - помните в "Итальянке в Алжире"? - секстет там "Confuzi stupidi incerti pendono..." очень часто слушаю.

Dave Matthews Band, Joni Mitchell и Pat Metheny, Jaco Pastorius, Michael Brecker, Lyle Mays, Don Alias, Weather report, Cockney Rebel, Echo And The Bunnymen, Bob Marley, Bryan Ferry, Roxy Music, Siouxie And The Banshees... Всё и не вспомнишь.

- Какие механизмы взаимодействия вы видите между своими работами и аудиторией?

- Я апеллирую исключительно к зрительным центрам моей аудитории. Умение и желание видеть и воспринимать увиденное - все мои требования к зрителю.

Глаза и та часть мозга, которая заведует восприятием зрительной информацией, отреагирует на мои сигналы так, как мне хочется, независимо от политических, моральных или, скажем вкусовых воззрений носителей зрительных центров. Так же, как на сигналы сексуального характера отзовутся соответствующие центры, опять же независимо от интеллектуальных установок индивидуумов - носителей этих центров.

Я человек не злой. Признавая в себе способность и умение реагировать на эти подсознательные центры, я твёрдо знаю, что единственное моё желание - вызвать ощущение комфорта, приятного зрительного гипноза, опьянения, если хотите. Всё это достигается обязательным присутствием гармонии в этом сигнале. Только тогда будет комфорт и удовлетворение. Отсутствие гармонии непременно вызовет дискомфорт, тревогу и уныние.

- Кстати о ней (аудитории). Кому по-вашему будут близки ваши картины? Может быть они рассчитаны на определенного зрителя?

- Идеальный зритель - человек свободный, раскрепощённый, лёгкий. Механизм тут такой же, как, опять-таки в интиме: интересней с тем, кто может расслабиться, избавиться от самоконтроля. Тогда и поток воспринимаемой информации станет ярче, полнее, обьёмнее. Опять же, наличие желания получить удовольствие немаловажно.

- Современные художники уходят от сложности выражения - ваши работы плотно наполнены символами. Для того, чтобы создать одну вашу работу нужно немало времени и денежные вложения. Почему именно так?

- Существуют два вида художников: одни творят то , что у них получается, а другие бьются над тем, чтобы выразить то, что им хочется. Другими словами, одни выставляют то, на что они способны, а другие развивают сами способности, чтобы выразить тот мир , который они генерируют.

Эти две категории - не оценочные. Просто два разных пути творчества. Гении творят в первой категории. Пикассо, Матисс, Леже - художники, у которых всё получалось САМО, хотя за всеми стоит рабский ремесленный труд. У Пикассо - вообще академия в прошлом. От неё даже ещё труднее уйти.

А я принадлежу ко второй "гильдии". Мне, для того, чтобы на холсте добиться того результата, который у меня в голове, требуются титанические усилия. И, вы правы, - денежные вложения тоже. Что делать? Паганини, наверное, мог бы гениально сыграть на любой скрипке, и, тем не менее, любой скрипач хочет играть на Страдивари.

- Почему вы в середине 90-х уехали из России и так долго не появлялись?

- Видимо, если перефразировать Ваш вопрос, он будет выглядеть так: почему вы оставили Родину?

Признаться, вопрос ставит меня в тупик, потому что в конце 20 века ( я улетел в 96 году) он уже не имел большого смысла. Никакую Родину я не оставлял, я вообще не иммигрировал: пригласили поработать на анимационной студии в Голивуде, мне стало интересно и я полетел. Ездят же люди в Лондон по делам. При этом их никто не спрашивает, почему вы покинули Манчестер.

А почему давно не был в Москве - так это потому, что беспосадочного лёту 13 часов, а жизнь в Москве сейчас куда дороже, чем, скажем, в Лос Анжелесе. Но физическое отсутствие теперь, в XXI веке вовсе не означает изоляцию. Так что, как был я москвичом с Рязанки, так им и остался. Хотя и живу в Лос-Анжелесе на Келтон Авеню.

- Как живут художники в Америке? Где проще продать картину и получить рецензию критика?

- Никакой разницы нет. Бедные художники живут бедно, богатые художники живут богато. Картину продать за три копейки также просто, как за три цента, и так же непросто продать её за 70 000 долларов, как и за пару миллионов рублей.

Если критик - твой знакомый, и тебя хорошо знает определённый круг галерей, рецензия напишется сама, будет опубликована, ты даже и не заметишь. А если ты никого не знаешь, о тебе никто не знает, пишешь себе тихонько чего - то на кухне и никому не показываешь, то, боюсь, рецензию получить будет не просто. Механизмы одни и те же и там и здесь. Даже цены на искусство примерно одинаковые. В Москве даже немного повыше.

- Почему решили сделать выставку в России?

- Последний раз в Москве я выставлялся в 1993 году. Москва изменилась, Москвичи изменились, я изменился... Шампанского попьём!

- Вы считаете себя современным художником?

- Мне хотелось бы считать себя современным художником. Поверьте, для меня это очень высокая планка. Отнюдь не всех художников, которые работают в жанре современного искусства я считаю по - настоящему современными (очень много откровенного отстоя)., и наоборот, Густава Климта, Эгона Шилле, средневековую западноевропейскую миниатюру, русскую иконопись, греческую вазопись, прикладное искусство Ацтеков и Майя, Укиё-Э и многое-многое другое, что было сделано сотни и тысячи лет назад, я бы назвал как никогда современным. Я стараюсь быть на уровне.

- Люди проводят досуг по-разному. Кто-то ходит на выставки, кто-то в кино. Как вы проводите досуг?

- Досуг у меня переплетён с работой, работа часто вклинивается в досуг. Я не помню, когда я последний раз брал отпуск и отдыхал как все порядочные люди.

Бывает солнечное утро, беспричинно праздничное настроение - садимся в машину, едем в Сан-Педро есть только что выловленных и на углях приготовленных креветок. По-мексикански: со специями, овощами, кувшинами холодного пива, слушая марьячи, наблюдая за входящими в гавань яхтами и большегрузами. А бывает, несёшься куда-нибудь по делам, проезжаешь мимо паун шопа (вроде наших комиссионок) обязательно заглянешь. Я коллекционирую антикварную барабанную технику и перкуссию. А ещё моя страсть - наручные часы. Собираю не бренды, не громкие названия, а исключительно дизайн. Неинтересный убогий «Ролекс» никогда не будет в моей коллекции, зато никому не известные, но дивные экземпляры Кротона, Инвикты или IMC - её гордость! Сейчас гоняюсь за Ханхарт, которые носил Ерих Хартманн.

- Ваши планы связаны сейчас больше с Америкой или с Россией?

- Мои планы связаны с искусством. А галереи и ценители есть везде.

Беседу вела Наталия Авдеева, искусствовед


Владислав Шульга: интервью
06.04.2019 | 12:18
4 апреля новым гендиректором ПАО «Ил» вместо ушедшего Алексея Рогозина стал глава Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Юрий Грудинин. Однако назначение омрачил ряд скандалов вокруг ТАНТК и, в частности, история с тяжелым отравлением нескольких сотрудников. СМИ сообщили об успешном раскрытии дела и поимке подозреваемого. Но сейчас он на свободе и, по его версии, возможная причина беды – неумело проведенная дератизация на заводе.

Будет ли мэром главврач?
25.01.2019 | 15:03
Руководитель реабилитационного центра из Минусинска планирует занять пост руководителя города. Зачем это нужно и чем он сможет в новом качестве помочь жителям, мы спросили у самого Михаила Трухина.

Кто покупает технику в больницы?
09.01.2019 | 23:47
Интервью с Михаилом Трухиным, главным врачом детского реабилитационного центра «Виктория», г. Минусинск.

Искусство как вдохновение
21.09.2018 | 14:33
Эксперты и галеристы обсуждают итоги международной ярмарки Cosmoscow 2018. Мероприятие вышло неоднозначным и натолкнуло участников на некоторые свежие мысли. Своим видением с нашим изданием поделилась Стася Демина, эксперт в сфере арт-туризма, куратор, основатель образовательного проекта Клуб COLOR TRIP.

Проблема духа
18.10.2017 | 19:02
В России продолжает развиваться православное душепопечительство наркозависимых. Об особенностях и перспективах такой работы мы поговорили с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), руководителем Центра реабилитации наркозависимых при Брянской епархии.

© 2010-2019, Сетевая газета Jacta       ЭЛ № ФС 77-69329

16+ Выходные данные и контакты
Главная
Редакция
Обратная связь