Сегодня
06.12.2021
Сейчас
13:59
€ EURO ЦБ
83.1138 руб.
$ USD ЦБ
73.6694 руб.
Архив материалов сайта

Искусство как вдохновение

Стася Демина. Фото Наталии Продан
21.09.2018 | 14:33
Эксперты и галеристы обсуждают итоги международной ярмарки Cosmoscow 2018. Мероприятие вышло неоднозначным и натолкнуло участников на некоторые свежие мысли. Своим видением с нашим изданием поделилась Стася Демина, эксперт в сфере арт-туризма, куратор, основатель образовательного проекта Клуб COLOR TRIP.

– Вы посещали ярмарку Cosmoscow с образовательными экскурсиями. Расскажите, как это было и что именно привело людей к дискуссии?

– В этом году мы провели по ярмарке три экскурсии от нашего проекта. В общей сложности в них приняли участие около ста человек – люди, которые захотели посетить событие не самостоятельно или с модераторами ярмарки, а с нашим экспертом Кириллом Светляковым – Главным специалистом Третьяковской галереи по современному искусству, одним из серьезнейших российских искусствоведов и остроумным оратором. Что касается дискуссии, которая была нами инициирована и состоялась постфактум в Библиотеке имени Волошина, то здесь интересная история, в которой можно увидеть, как работает общее информационное поле – социальные сети. Сразу после экскурсий нам начали поступать вопросы. Нашу аудиторию интересовало продолжения обсуждения ярмарки, она хотела высказаться, услышать ответы на вопросы и мнение Кирилла. Одних интересовало, дала ли ярмарка объективный срез сегодняшнего арт-рынка, кого-то занимали вопросы коллекционирования и другие темы. Мы решили организовать лекцию по итогам ярмарки и когда опубликовали анонс на нашей странице в соцсети, то начали получать комментарии от галеристов – арт-директора московской галереи актуального искусства RuArts Катрин Борисов, основателя галереи современного искусства и арт-резиденции Gridchinhall Сергея Гридчина, от искусствоведа и директора московской галереи pop/off/art Сергея Попова и других. Они заявили, что хотели бы принять участие в нашей лекции, послушать ее и, возможно, дополнить. Мы с Кириллом Светляковым поняли, что формат лекции нам уже тесен и объявили публичную дискуссию, где в результате собралось более 60 человек – искусствоведы, галеристы, художники, коллекционеры и «сочувствующие». Это люди, которые побывали на ярмарке либо в качестве участников со своими стендами, либо зрителей.

– На дискуссии звучали разные точки зрения, в том числе и критика. Но кажется, все в той или иной степени сошлись на мнении о том, что ярмарка Cosmoscow – это «хорошая ярмарка на краю культурной ойкумены». Как вы считаете?

– Да, это очень точное определение Сергея Попова, одного из спикеров дискуссии. В силу множества причин, в том числе исторических, политических и экономических, Россия, к сожалению, пока остается на краю культурной ойкумены. Мы всё еще в некотором вакууме, в атмосфере настороженности со стороны остального мира. Ни для кого не секрет, что уже несколько лет российские галеристы не допускаются на Art Basel – крупнейший рынок современного искусства в мире. Что здесь первично – недостаточно серьезный контент или политика? Думаю, и то, и другое. С точки зрения отношения соотечественников к contemporary art тоже ситуация не самая радужная, у нас нет «культуры потребления» современного искусства, да и искусства вообще – она не прививается на государственном уровне, в школах, лишь наше доблестное арт-сообщество своими силами пытается что-то изменить.

– А ваше отношение к ярмарке Cosmoscow? За что ее критиковали в этом году?

– Cosmoscow – на данный момент единственная международная ярмарка современного искусства в России. Мы очень благодарны коллекционеру и меценату Маргарите Пушкиной, которая основала это важное ежегодное событие и многие годы объединяет на ней как российских, так и международных коллекционеров, галеристов и художников. И, конечно, к ярмарке пристальное внимание, поэтому звучит не только похвала, но и критика. Критика – это нормально, ярмарка – живая, развивающаяся, это не «мертвец», о котором либо хорошо, либо никак. В этом году, как отметили и наши эксперты, и галеристы, были некоторые перекосы. С одной стороны, из десятки топовых российских художников на ярмарке было представлено два-три имени. С другой стороны, было много молодых художников еще без серьезного бэкграунда, а продавались они зачастую по баснословным ценам, со ссылкой на гранты. Было много интерьерных предметов и работ а-ля «сувенир от художника». Вызвало удивление, что оргкомитет Cosmoscow сработал таким образом, что у коммерческой ярмарки получился выставочный формат, при этом оценить высоко эти «выставки» не всегда получалось. Со стороны Оргкомитета галеристам был обещан приток новых покупателей, но, похоже, этого не случилось.

И всё же мне кажется, тот резонанс, который вызвала ярмарка в этом году, пусть даже с некоторым негативом – очень на руку ее создателям. Это даёт импульс к дальнейшему развитию самой ярмарки, а всем причастным к арт-сообществу – надежду на усиление присутствия современного искусства в общем информационном поле. К сожалению, Маргарита Пушкина не сумела в этот вечер к нам присоединиться, но наверняка не осталась непроинформированной о ходе дискуссии. Мы ждём ответного выступления организаторов ярмарки, которое, возможно, кое-что прояснит для арт-сообщества.

– Что стало самым интересным в дискуссии галеристов и экспертов лично для Вас? Может быть, вы нашли новые форматы взаимодействия, интересные вашей аудитории?

– Я уловила некие месседжи со стороны спикеров и слушателей о том, что сейчас постепенно появляются новые потенциальные коллекционеры – молодые люди с деньгами, которые хотят тратить не только в ЦУМе, но еще не вполне понимающие механизмы арт-рынка. Эти люди, возможно, хотели бы начать составлять свои коллекции, но не знают базовых принципов: с чего начать, на ком из художников остановить выбор не только с точки зрения симпатий, но и перспектив, как функционировать внутри рынка искусства, да даже как общаться с галеристами. Видимо, всё-таки мир искусства для многих по-прежнему обладает неким флером и притягательности, и элитарности. Для меня важно было услышать, что есть некие лакуны, которые мы могли бы заполнить, проведя серию встреч или создав образовательную программу и одновременно общественное пространство, в котором люди смогут задавать признанным арт-экспертам и галеристам вопросы в свободной форме.

– Ваше детище, Color trip club, это проект масштабный, с историей. Я знаю, что Вы создаете особые маршруты в искусство для желающих, водите и возите людей по музеям и арт-пространствам. Расскажите об этом немного.

– Да, Color trip club – это образовательный проект в области искусства. Он был создан в 2009 году вместе с петербуржским художником и архитектором Алексеем Молдавским. И в первое путешествие мы отправились на Лофотенские острова, в Норвегию, показывать людям ландшафтные скульптуры проекта «Artscape Nordland». Среди создателей скульптур – Аниш Капур, Энтони Гормли, Тони Крэгг, Дэн Грэхем, Тошикацу Эндо. Это было почти десять лет назад, и тогда их имена у нас знали немногие за пределами арт-сообщества. Они не звучали из каждого утюга, как сейчас, а мы уже знакомили с их работами. Нам удалось узнать Норвегию не только с точки зрения общепризнанных природных красот, но и с точки зрения искусства. Скульптуры, расставленные по берегам фьордов, сознательно спрятаны, так что это путешествие получилось с элементами квеста, мы все время шли с картами, и все вместе – арт-объекты и потрясающий ландшафт – создавало в той поездке невероятную, очень пронзительную и азартную атмосферу. Мы очень благодарны всем, кто тогда доверился нам и отправился в первое путешествие, и в наш 10-летний юбилей, летом 2020 года, приглашаем участников нашего клуба в новое путешествие по Норвегии.

На данный момент у нас уже почти сорок путешествий по двадцати странам. География проекта –от Норвегии до Китая. А в следующем году из далеких путешествий планируем Австралию и Новую Зеландию с Кириллом Светляковым.

– А Россия?

– Разумеется! Петербург, Псков, Никола-Ленивец, бывшее постсоветское пространство – Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения, Молдова. Но путешествия – это только одно из направлений проекта. Еще есть экскурсионная часть, программы по московским и питерским музеям. Экскурсии наши связаны с выставками, которые невозможно пропустить. Мы работаем с ведущими экспертами в арт-сфере. Это коллекционеры или искусствоведы, как правило, первые музейные имена: Кирилл Светляков из Третьяковской галереи, Дмитрий Озерков из Эрмитажа, Алексей Бойко из Русского музея, Александра Данилова из ГМИИ им. Пушкина и другие специалисты. Но и молодых талантливых не игнорируем – у тех, кого мы выбираем, есть всё, что нам интересно: азарт, глубокие знания и интересная подача материала.

– С ними же вы отправляетесь в зарубежные поездки, или там свои эксперты?

– Мы ездим и с нашими экспертами, которые прекрасно осведомлены в интересующих нас темах, но работаем и с иностранными экспертами. За время работы проекта наработан целый пул таких экспертов – например, в Берлине это музеевед, сотрудник берлинских музеев Анна Леус и доктор философии Юлия Вишке. Очень интересно получилось в Узбекистане, с музеем Савицкого в Нукусе. Этот музей располагается в двухстах километрах от Хивы в сторону Аральского моря, в Каракалпакии. Иностранцы называют его «Лувром в пустыне». Там собран советский, так называемый, «туркестанский» авангард – роскошное собрание, включающее работы Роберта Фалька, Александра Волкова, Урала Тансыкбаева, Николая Карахана, Любови Поповой, а также большая этнографическая коллекция. И водила нас по музею Мариника Бабаназарова, которая ранее была директором музея. Она фактически создавала этот музей вместе с Савицким, была его ученицей. Наша задачей была пройти по музею не с ныне действующим директором, а именно с Мариникой, и это было не очень просто устроить в силу некоторых внутренних причин, но нам удалось. Вышел необыкновенно насыщенный и красивый музейный заход.

Практикуем мы и «событийные путешествия». В прошлом году посетили Венецианскую биеннале и самые громкие выставки Парижа. В следующем поедем на Istanbul Biennial. К самим же музеям мы стараемся подходить нестандартно – в музее Гуггенхайма в Бильбао, спроектированном Фрэнком Гери, мы осматривали не только экспозицию, но и архитектуру здания с Кириллом Светляковым. В октябре с ним же едем в ОАЭ – осматривать Лувр Абу-Даби, вникать в арабскую каллиграфию в музее в Шардже, посещать арт- и дизайн-галереи кластера Al Quoz в Дубае и новейшую архитектуру Эмиратов, среди авторов которой Заха Хадид и другие большие имена,

– А чем отличается посещение музеев со штатными экскурсоводами от ваших арт-заходов? Чем именно вы привлекаете участников?

– Дело в том, что многим давно не интересно слушать заученные тексты. Музейных гидов, как правило, обучают на ходу от выставки к выставке – кому-то этого достаточно. Но есть люди, которым нужен более глубокий взгляд, погружение, экспертный формат. За почти десять лет у нас сложилась большая аудитория, которая доверяет нам в выборе специалистов. Мы не ограничиваемся только современным искусством, так как убеждены, что даже для его понимания нужен весь контекст истории искусства – от cave art до modern art – и стараемся его предоставить.

Мы не предлагаем системного образования. С одной стороны, мы чутко реагируем на запрос нашей аудитории заполнить конкретные пробелы в истории искусства, а с другой – сами пробуждаем их интерес к той или иной теме, которую считаем важной. Наша аудитория – люди отлично образованные и продолжающие уделять большое внимание самообразованию. Их круг постоянно увеличивается, что очень нас воодушевляет. Color Trip club – это сообщество единомышленников в несколько тысяч человек. Мы его фокусируем и вместе берем более высокие планки. В наших программах люди находят новых друзей и приобретают бизнес-связи. Для них нам хочется создавать новые, порой дерзкие проекты. Они и искусство – два источника нашего вдохновения.


Владислав Шульга: интервью
06.04.2019 | 12:18
4 апреля новым гендиректором ПАО «Ил» вместо ушедшего Алексея Рогозина стал глава Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Юрий Грудинин. Однако назначение омрачил ряд скандалов вокруг ТАНТК и, в частности, история с тяжелым отравлением нескольких сотрудников. СМИ сообщили об успешном раскрытии дела и поимке подозреваемого. Но сейчас он на свободе и, по его версии, возможная причина беды – неумело проведенная дератизация на заводе.

Будет ли мэром главврач?
25.01.2019 | 15:03
Руководитель реабилитационного центра из Минусинска планирует занять пост руководителя города. Зачем это нужно и чем он сможет в новом качестве помочь жителям, мы спросили у самого Михаила Трухина.

Кто покупает технику в больницы?
09.01.2019 | 23:47
Интервью с Михаилом Трухиным, главным врачом детского реабилитационного центра «Виктория», г. Минусинск.

Проблема духа
18.10.2017 | 19:02
В России продолжает развиваться православное душепопечительство наркозависимых. Об особенностях и перспективах такой работы мы поговорили с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), руководителем Центра реабилитации наркозависимых при Брянской епархии.

Известная телеведущая мечтает о романе с участковым терапевтом
30.03.2017 | 01:50
Яркая, умная, непохожая на других ведущая программы «Медицинская правда» Наталья Сидорина появилась на экранах телевидения в январе 2016 года. Зрители полюбили ее за профессионализм, благородную внешность, сдержанность и особую уважительную манеру общения с гостями программы.

© 2010-2019, Сетевая газета Jacta       ЭЛ № ФС 77-69329

16+ Выходные данные и контакты
Главная
Редакция
Обратная связь