Сегодня
26.01.2022
Сейчас
17:20
€ EURO ЦБ
89.1511 руб.
$ USD ЦБ
78.9437 руб.
Архив материалов сайта

«Люди, которые преследуют другие цели»

Фото с сайта autosporttimes.ru
04.02.2013 | 13:20
На самые актуальные темы автоспорта мы побеседовали с промоутером RTCC (RussianTouringCarChampionship), спортсменом, серебряным призером Eврофинала ETCC- 2005, бронзовым призером ETCC-2010 Сергеем Крыловым.

J - Каков, по-Вашему, уровень организации гоночных мероприятий в России в целом? Насколько хорошо обеспечивается их безопасность, достаточно эффективно ли взаимодействие спорта, бизнеса и государства?

С.К. - Как известно, соревнования проводятся либо на стационарных трассах, которые для этого спроектированы, построены и предназначены, либо на временных трассах, городских. Соответственно есть критерии безопасности, как к временным, так и к стационарным трассам. Если говорить не о том, как должно быть, а о том, как происходит – у нас происходит везде по-разному. Есть, к примеру, стационарная трасса в Нижнем Новгороде. Там не было серьезных проектировочных работ, строили спортивную трассу фактически как обычную дорогу. Просто возвели дорогу в поле и забор вокруг нее. Как только дождь, трассу местами начинает заливать. Это значит, что, если есть какая-то лужа или ручеек, машина, участвующая в соревнованиях, «всплывает», теряет контакт с полотном, а дальше летит – одному Богу известно, куда и в кого. Это пример того, как стационарная трасса вроде бы может быть безопасной, с заборами, покрышками и прочим, и при этом не соответствовать всем требованиям. Таких примеров немало. Качество бетона и проектировка полотна – все это имеет свою специфику при строительстве таких объектов, и далеко не всегда учитывается. И ладно, если бы экономия первичных вложений влияла только на долговечность и необходимость ремонтов, но она влияет и на безопасность. Безопасность не может быть частично соблюденной, как осетрина не может быть не первой свежести. Частично соблюденная безопасность - это значит она не соблюдена вообще. А есть ещё понятие уважения к чужой собственности. Пилоты приезжают на дорогой технике, и каждый второй или третий поскальзывается, например, в определенном месте на скользком асфальте. Или трасса в Нижнем Новгороде, где есть низинка. На дорогу она не выходит, но если машина в неё улетает, попадает в это болото, то обеспечен тепловой удар для мотора и прочие последствия. Не говоря уже о том, как это выглядит. Сложно приглашать партнеров и прессу, говоря, что это красивое мероприятие, а показывать грязь и месиво. В Санкт-Петербурге в позапрошлом году на новой кое-как выстроенной трассе, где даже забора по всему периметру не было, возникла неприятная ситуация. Машина едва ошибается и вылетает своей частью, пытается выехать, не застрять, выносит грязь на полотно и развозит ее по нему. Кому это понравится?

J- За всем этим, по идее должны следить, регулирующие органы. Как с этим обстоит?

С.К. - Должны. Но мы понимаем, что есть здравый смысл. Когда два или три года назад трассы не было ни одной, приходилось искать альтернативные пути, и я провел несколько этапов городских соревнований. Вариант был какой: либо, закрыв глаза на мелочи, разрешать гонять на имеющихся трассах, либо чемпионат закрывается вообще. А это значит, что люди разбредутся, планы поменяются. Единожды временно остановив чемпионат, начать потом очень сложно и весьма дорогостояще. И в этой связи Федерация шла на встречу, когда был такой дефицит. Но бывает другая крайность, когда кто-то начинает (это можно было наблюдать, например, по истории со Смоленским кольцом) цепляться за какие-то вещи мелкие, которые либо могут быть сделаны в другом виде, либо могут быть переделаны в определенный срок. Важно, чтобы у людей, которые занимаются с одной стороны лицензированием трассы, с другой её строительством и администрированием, был какой-то диалог на базе здравого смысла. На одни вещи закрывать глаза нельзя. Другие как-то вещи можно решать. Сразу стационарные трассы появиться не могут, и это тоже надо учитывать.

J- Масштабный объект быстро не возвести?

- Дело не только в этом. Торговые комплексы тоже масштабны, а появляются как грибы. Но с точки зрения бизнеса, вложения средств и окупаемости, трасса – это очень сомнительная вещь. И дальше уже зависит от переговорно-рабочего процесса, в котором, по идее, фактически должна быть одна сторона, а не две – ведь все заинтересованы в развитии спорта, то есть в строительстве автодромов и таком процессе, который здраво, но строго контролируется.

J- Как Вы оцениваете течение этого переговорного процесса сейчас?

- Сложно сказать однозначно, но на мой взгляд, положение неудовлетворительное. Та ситуация, которая существует, требует исправления. Сам факт того, что этап проведения DTM и WTCC вызывает сомнение только потому, что РАФ может не подать заявку в FIA, а именно по такому алгоритму происходит формальная, бумажная часть подготовки международных соревнований, сам этот вызывает сожаление и опасение за будущее развитие.

J- И с чем связана такая проволочка?

- Короткого ответа на этот вопрос нет. Это вина многих людей с обеих сторон. Когда идет речь о бизнес-процессе, и начинают работать эмоции и амбиции, это не правильно. С другой стороны, если несколько упростить, задать такой вопрос, взять кто больше неправ, я бы сказал, что больше вины на Федерации. Потому что РАФ существует давно, и люди работают там не первый год. А администрация трассы существует год или того меньше, и ошибки можно простить скорее ей. РАФ должен быть мудрым партнером, с другой позиции указывающим на ошибки, даже, если владелец трассы делает что-то не так. Совершенно ни к чему разводить конфронтацию в стиле ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, когда каждый непримиримо упирается в свое. Со стороны РАФ недилетанты, но люди, которые, видимо, преследуют другие цели, то есть не установления партнерских отношений, а демонстрацию того, кто здесь хозяин.

Справка Jacta: Российская автомобильная федерация (РАФ) - общероссийская общественная организация, созданная 30 ноября 1991 года. Генеральная Ассамблея FIAв декабре 1992 года приняла РАФ в члены FIA и предоставила ей право осуществления спортивной власти на всей территории РФ.

J- В связи с этим, как бы вы могли прокомментировать информацию о коррупции в РАФ, которая появляется в некоторых СМИ?

С.К.- Прямо заявить, что кто-то ворует деньги, не имея реальных доказательств, было бы клеветой. Но, не говоря таких слов напрямую, я бы выразил непонимание, связанное с определенными фактами, указывающими на незаконную практику. У меня сложилось мнение, и я исходил из тех странностей, которые наблюдаю. Если спросят, почему так происходит, и происходит уже не первый год, стоит вспомнить расхожее выражение: «рыба гниет с головы». Исполнители на низшем и среднем уровнях работают так, как работают, потому что им позволяют сверху. А почему позволяют? Либо кому-то всё равно, либо это делается с определенным умыслом. В данном случае есть некий Виктор Кирьянов, который давно является президентом РАФ. Когда он появился, в 2004 году, и проводились гонки на Воробьевых горах, сразу начало списываться нереальное количество денег. Были спонсоры – ВТБ и Газпром. Потом в прессу попала история с липовыми отчетами по потраченным деньгам перед этими корпорациями. Я тогда немало удивлялся: то, что проходило в 1990-х гг., точно так же легко происходит в середине 2000-х. К сожалению, хотя в Федерации и работает много опытных профессионалов, там распространено явление фаворитизма. Ставятся два-три человека, угодных руководителю, и рулят. При чем, ответственности никакой. В прошлом году прошел кольцевой сезон с дефицитом в районе 25 млн. рублей. Откуда появились эти деньги, я совсем не понимаю. Раньше я, как промоутер, должен был платить РАФ, и схема была относительно прозрачной. Сейчас всей коммерческой составляющей занимается непосредственно Федерация, никому не подконтрольно и не подотчетно. До августа месяца я вел цифры, а что там было дальше, затрудняюсь предположить.

J- А где есть лазейки для подобной коррупции? На чем там можно заработать в тени?

С.К. - Федерация – это, по идее, общественная организация, но общественностью там и не пахнет. Раньше участник, который покупал лицензию, становился непосредственно участником РАФ. Сейчас это положение убрали из устава. И членами РАФ являются общественные региональные организации. Имеет место круговая порука, в которой никто против генерала Кирьянова слова сказать не может. Схемы для коррупции могут быть какие угодно. Реклама может появиться в любом городе, а как и с кем заключен договор, никому не известно. Например, такая схема: вроде бы чемпионат формально проводит РАФ, но есть некий коммерсант Рубен, формально никто, имеющий отношение к т.н. тушинской тренировочной трассе, построенной на левые деньги без разрешения и регистрации. Постройки, баннеры, куча гоночной техники, всё это непонятно, откуда взялось, бумаг нет, но функционирует как реальный бизнес. Незатейливая история с черным налом. Вот этот Рубен и управляет сейчас официальным чемпионатом России, через него проходят все деньги. При этом он даже не занимает никакой формальной должности в РАФ, и даже не член какого-нибудь комитета. Непрозрачно всё, кроме самого здания РАФ, где сидят и работают какие-то специалисты.

J- Часто чиновники занимающиеся спортом и автоспортом в частности – люди, не имеющие профессионального отношения к нему. Как это, по-Вашему, влияет на процесс?

С.К. - Мы понимаем, что откуда-то профессионалы берутся. Не плохо, если человек, в принципе управленец, раньше занимался строительством, например, потом пришел в спорт, смог войти в тему, погрузиться и эффективно работать. Это так в идеале. Но на практике бывает по-разному. Ставятся люди, которым доверяет начальник, если даже эти люди не профессионалы. Такая политика, увы, распространена, и в РАФ. Кирьянов окружает себя людьми, у которых ума не хватит его подсидеть, но и нет особых способностей для эффективного исполнения обязанностей.

J- Сам он профессионального отношения к автоспорту не имеет, и его развитию как спортсмен сопереживать не может?

С.К. - Не имеет ни малейшего отношения. Не знает ничего, что происходит, никого, и не хочет знать. Ну, наверное, фамилии Петров и Чагин ему известны. И все.

Справка Jacta: Виктор Николаевич Кирьянов, 1952г.р., заместитель министра внутренних дел Российской Федерации по безопасности на транспорте, генерал-полковник полиции. Кандидат юридических наук, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, Почетный гражданин города Тихвин. Награждён Почётной грамотой Президента Российской Федерации. Член президиума Российского союза автостраховщиков. Президент Российской автомобильной федерации (РАФ). В «Википедии» содержатся сведения о ДТП с автомобилем Кирьянова 12 февраля 2008г.Автомобиль пересёк двойную сплошную линию и наехал на москвичку Елену Федотову, которая, в свою очередь, переходила дорогу в неположенном месте — в 150 метрах от пешеходного перехода. Пострадавшая была госпитализирована в отделение нейрохирургии с черепно-мозговой травмой и повреждением бедра и вскоре признала свою вину.

J- Каков мировой опыт государственного или общественного регулирования автоспорта? Какие страны можно привести в качестве положительного примера и в чем отличие от России?

C.К. - Нигде государство не регулирует автоспорт, только общество. А страны – все, все современные страны, Германия, Италия, Франция. Почему у нас все не так как у них? Потому что были вот эти 70 лет советской власти. Автомобиль на Западе был средством передвижения, а не роскошью, поэтому и уровень данного вида спорта соответствующий. Футбол и хоккей же у нас на другом уровне. К сожалению, не было такого спорта в масштабах страны, не было глобальных технологий. И Федерация была такая же, советская, переросла из ДОСААФ, с советским же менталитетом. Если до Кирьянова, президентом РАФ был Пугин, «свадебный генерал» на торжественный случай, при котором рулили исполнители, неравнодушные к спорту, то сейчас такого нет. Нет даже бизнес-системы, которая бы работала адекватно по отношению к каждому участнику процесса, и это бы со временем могло перейти в нормальное русло. Есть человек, который напрямую заявляет, что ему наплевать на развитие российского спорта, но красуется на мероприятиях, чтобы потом пойти в ВТБ или Газпром за деньгами, которые потекут по неизвестным руслам. Конечно, делать из системы эффективный бизнес – тоже далеко не идеальный вариант, но он мог бы быть неким историческим этапом, переходом к состоянию, сравнимому с мировым уровнем. Но нет и этого. Есть местечковое агрессивное сознание со стремлением захватить и застолбить.

J- Мы знаем, что в настоящее время РАФ за государственный счет проводит тренировку собственного штата судей и маршалов. Причем не где-нибудь, а в Австралии. Причем в составе делегаций, как правило, – высшие должностные лица. По каким соображениям? Нет ли тренировочных центров поближе иподешевле?

C.К. - Это процесс непростой. РАФ получила от FIA грант на обучение. И в Европе было бы дороже, а там, в Австралии, людьми занимались, показывали всё, учили, хорошо работали. То есть это оправданное решение, связанное с техническими вещами, а не с попыткой использовать деньги не по назначению.

J- Но концептуального развития нет, и, судя по Вашим словам, оно не интересует руководство РАФ. К чему может привести российский автоспорт такое положение вещей?

С.К. - Ни к чему. Пока есть фанатики, люди, которым нравится, спорт будет как-то происходить.

J- На энтузиазме?

С.К. - Да. Либо как развлечение и отдых. На две трети или на три четверти российский автоспорт состоит из людей, у которых есть деньги и которым нравится кататься, то есть из бизнес-драйверов. Речь идет о хобби, об удовольствиях. Конечно, среди них есть быстрые бизнес-драйверы, но все же это не профессионалы. Так все и будет продолжаться. Если не удастся приблизить РАФ к реальному формату общественной организации, прекратить гниение с головы, ничего хорошего с нашим автоспортом не случится.

J- Вместе с тем РАФ демонстрирует промоутерские амбиции. В состоянии ли она их осуществить?

С.К. - Нет. Возможности, в принципе, есть, но у них нет умных людей, которые смогут это устроить. Нет таких управленцев, которые смогут вникнуть, понять и обустроить. О чем можно говорить, если они в нормальные сроки не занимаются даже календарем. А как можно задействовать телевидение, самих гонщиков, бизнес, вообще всех участников спортивного мира, если руководитель не в курсе, какие мероприятия проходят в городах и в мире, где нужно не пересечься с универсиадой, с какой трассой нужно и можно заранее договориться, на каких условиях и за какой промежуток времени, чтобы дата была удобная, и так далее и тому подобное. Я занимался календарем с августа, у Рубена его до сих пор нет. Только сейчас начали разрабатывать, и там всего две открытых даты.

J- И кадровая политика построена таким образом, что ждать появления специалистов должного уровня не стоит?

С.К. - Генерал Киряьнов боится, что кто-то окажется умнее, что его обойдут, и он держит тех, кто ему лично предан и приносит кофе. Это не очень далекие люди, зато им можно доверять.

J- По имеющейся информации чиновники РАФ хотят «подмять» под себя проведение гонок в Сочи. Вы что-то слышали об этом? У них хватит квалификации для этого?

С.К. - Тут надо быть в теме спортивной терминологии, чтобы понять, что вкладывать в слово «подмять». Формально, по делам, связанным с документами, без РАФ проведение чемпионата в любом случае не обойдется. Но деньги не должны иметь к этому никакого отношения. Задача национальных федераций при подготовке формулы гран-при – подготовить людей, своих или обеспечить таковых со стороны. И по большому счету это все. Кроме судейства, маршалов на трассе, стюардов и прочего штата профессионалов, а также дел с заявками, никаких дел у Федерации быть не должно. В плане подготовки специалистов, надо сказать, у РАФ все в порядке, проходят семинары, обучаются люди, и с ними работают грамотно. На низшем и среднем уровне в Федерации есть нормальные люди, которые делают свою работу. А все остальное должны делать промоутеры и организаторы. Логистика, билеты, реклама и тому подобное - это не должно иметь отношения к Федерации.

J- Что может исправить положение в Федерации, сдвинуть его с мертвой точки?

С.К. - Вероятно, какой-то факт. Какой-то всплывший коррупционный факт, расследование, огласка, вмешательство власти, общества. И это кому-то должно быть нужно сверху. Увы, этого можно дожидаться очень долго. Соответственно – долго можно ждать и развития автоспорта.

* * *

Непростую ситуацию вокруг РАФ мы также попросили прокомментировать нашего эксперта Александра Серебрякова. По его словам, положение дел, при котором государственный чиновник, высокопоставленный полицейский функционер, управляет одновременно всей спортивной автомобильной жизнью России, выглядит более чем странно. «У него физически не может быть достаточно времени и возможности заниматься этой огромной индустрией. Как результат, многие ключевые функции в нашем автоспорте делегируются если и не случайным людям, то тем, кто заботится в первую очередь не о спорте, а о собственном финансовом благополучии. В течение многих лет можно слышать от спортсменов-профессионалов и любителей жалобы на РАФ, которая навязывает организаторам соревнований свои правила и платные услуги. При этом, работа маршалов этой организации не всегда оказывается на высоте. Время от времени создается впечатление, что РАФ не развивает российский автоспорт, а паразитирует на нем, пользуясь возможностями монополиста», - сказал эксперт.


Владислав Шульга: интервью
06.04.2019 | 12:18
4 апреля новым гендиректором ПАО «Ил» вместо ушедшего Алексея Рогозина стал глава Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Юрий Грудинин. Однако назначение омрачил ряд скандалов вокруг ТАНТК и, в частности, история с тяжелым отравлением нескольких сотрудников. СМИ сообщили об успешном раскрытии дела и поимке подозреваемого. Но сейчас он на свободе и, по его версии, возможная причина беды – неумело проведенная дератизация на заводе.

Будет ли мэром главврач?
25.01.2019 | 15:03
Руководитель реабилитационного центра из Минусинска планирует занять пост руководителя города. Зачем это нужно и чем он сможет в новом качестве помочь жителям, мы спросили у самого Михаила Трухина.

Кто покупает технику в больницы?
09.01.2019 | 23:47
Интервью с Михаилом Трухиным, главным врачом детского реабилитационного центра «Виктория», г. Минусинск.

Искусство как вдохновение
21.09.2018 | 14:33
Эксперты и галеристы обсуждают итоги международной ярмарки Cosmoscow 2018. Мероприятие вышло неоднозначным и натолкнуло участников на некоторые свежие мысли. Своим видением с нашим изданием поделилась Стася Демина, эксперт в сфере арт-туризма, куратор, основатель образовательного проекта Клуб COLOR TRIP.

Проблема духа
18.10.2017 | 19:02
В России продолжает развиваться православное душепопечительство наркозависимых. Об особенностях и перспективах такой работы мы поговорили с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), руководителем Центра реабилитации наркозависимых при Брянской епархии.

© 2010-2019, Сетевая газета Jacta       ЭЛ № ФС 77-69329

16+ Выходные данные и контакты
Главная
Редакция
Обратная связь