Сегодня
26.01.2022
Сейчас
11:28
€ EURO ЦБ
88.9286 руб.
$ USD ЦБ
78.6422 руб.
Архив материалов сайта

Эксперт: Среднюю Азию поразило нашествие сект

Фото sunhome.ru
14.08.2013 | 02:48
Постсоветская Средняя Азия стала излюбленным регионом для деятельности религиозных сект самого разного направления. В одной только Киргизии с населением в пять с половиной миллионов человек, по данным властей, действует более трех тысяч сект. О причинах и опасных тенденциях религиозного размежевания наш корреспондент побеседовал с экспертом-психологом, специализирующимся на изучении деструктивных культов.

Кандидат педагогических наук, доцент ФМО Киргизско-Российского Славянского Университета, практикующий психолог и автор религиоведческих трудов Владимир Школьный по долгу службы постоянно сталкивается с жертвами зомбирующих культов. Практически все секты, по его словам, работают ради материального обогащения своих лидеров и, для того, чтобы сломать психику, не останавливаются ни перед чем. «Уже почти 22 года как мы – независимы (с внешним долгом более 4 млрд. $). То есть – уже почти на протяжении жизни целого поколения! Из курса философии всем давно известно, что там, где есть базис, то там обязательно должна быть и надстройка. В данном случае – если есть народ, то должна быть и идеология. И не какая-нибудь наспех слепленная и скроенная, а добротная и подкреплённая делом и материально (в обязательном порядке). И – очень надолго! У нас же есть только разглагольствования многочисленных учёных мужей на эту тему. А всего остального – нет…», - говорит эксперт. При таком раскладе, замечает он, неудивителен наплыв «многочисленных зарубежных «религиозных» эмиссаров, всяк на свой манер проповедующих кто псевдоисламский «рай» на земле Киргизии, кто – псевдохристианский, кто – пантюркистский, кто – ещё какой»: «И ведь не только проповедают, а зачастую и делом людям помогают, и материально. Попутно навязывая и внушая нашему народу нужные их «хозяевам» идеи… Отсюда вопрос: к кому тянутся больше и кому больше доверяют те люди, которые живут за чертой бедности? За кем они могут пойти, и за кем они идут уже сейчас? И какие после этого могут быть у нашего «самого демократичного государства Центральной Азии» перспективы?».

В августе Верховный суд Киргизии оставил в силе решения о запрещении на территории республики деятельности Церкви объединения Мун Сан Мена. Заодно была ликвидирована и «Федерация семей за единство и мир во всем мире», являющееся завуалированным подразделением мунистской церкви. Церковь Муна критиковали давно, но спусковым крючком стала история некоего Бакая Мамбеталиева, которого последователи этой церкви подвергли пыткам, за то, что он отказался вступить в их ряды. На 2012 год в Государственной комиссии по делам религий Киргизии прошли регистрацию 2 330 религиозных организаций. Из них 1 900 составляют мусульманские организации, а 370 - христианского направления, в основном, протестантские деноминации. При этом, как отмечают, в Госкомитете национальной безопасности, в стране действуют свыше трех тысяч сект.

Не многим лучше положение и в соседнем Казахстане. Ежегодно в этой стране раскрывается до десятка радикальных исламистских ячеек, хранящих не только запрещенную литературу, но и оружие. В «геополитическом подбрюшьи» России орудуют исламисты, нью-эйджеры, контактеры с внеземными цивилизациями и разного рода псевдопсихологи. Разумеется, многие культы проникают и на соседние территории. Не так давно, в Новосибирске была запрещена деятельность казахской секты «Алля-Аят», адепты которой «канонизировали» ее основателя Фархата Абдуллаева, несколько лет назад «покинувшего бренное тело, чтоб путешествовать по Вселенной». Все болезни сектанты лечили, созерцая солнце, попивая при этом чай с солью, почитывая и прикладывая к больным местам номера сектантского журнала «Звезда Селенной». «Селенная» - это неологизм, обозначающий некую «область Чистого Сознания». К врачам сектанты категорически не обращались, поэтому те из них, кто страдал тяжелыми недугами, скончались.

По словам Владимира Школьного, сектанты часто использует массу способов обходить различные запреты. В одной лишь Киргизии можно насчитать восемь организаций, под которые маскируется секта Муна. Так же поступает и возникшая в Китае и распространившаяся по всему миру организация «Фанлуньгун», которая маскируется под клубы ушу и гимнастики ци-гун, спортивные и молодежные сообщества.

Известна и практика сайентологов, которые никогда не раскрывают неофитам своего оккультного учения для посвященных, но представляются сотрудниками общественных фондов, действуют под видом языковых курсов или психотреннигов.

Популярность сомнительных вероучений, по мнению Школьного, объясняется психологически: «Что из себя представляет среднестатистический гражданин любого государства? Это обыватель (в хорошем смысле этого слова), опора любого государства, который особо звёзд с неба не хватает, живёт, стараясь насколько возможно распланировать своё недалёкое будущее, постоянно сверяющий свою жизнь с доступной ему информацией об окружающем мире и социуме. Таких людей в любом обществе – 82-89%. А ещё у каждого человека, независимо от его уровня интеллекта и занимаемого социального уровня, есть три необходимых для него понятия, сопровождающие его всю жизнь. Это нужда, потребности и запросы. Нужда – это, естественно, то, что необходимо человеку для его биологического существования. Потребности – это уже из мира не столько материального, сколько духовного. Когда у человека удовлетворены все нужды, тогда у него начинают проявляться по полной программе тяга к духовности. Парадокс в том, что если нужды человека не удовлетворяются в полном объёме, то он тоже тогда начинает обращаться к духовности! Но только к духовности несколько агрессивного направления: он же видит, как живут люди в более благополучных странах! И видит, как жирует горстка его соотечественников, заведомо будучи убеждён, что 99,9% из них достигли своего благополучия нечестным путём… Старый принцип нашего мировосприятия: чем мы больше обижены, тем сильнее мы жаждем справедливости. И – наоборот…».

По последним данным Нацкомстата Киргизии, половина населения Киргизии живет за чертой бедности. «А это говорит только об одном: больше, чем у половины населения нужды не удовлетворяются! Т.е. люди недополучают в свой рацион необходимого количества тех самых белков, жиров, углеводов, витаминов и т.д., что в свою очередь не в лучшую сторону отражается на здоровье и жизнеспособности народа. И это только то, что касается питания. А ведь каждому человеку хочется и одежду с обувью иметь добротную, и жилье иметь благоустроенное, и много еще чего, плюс – твердую уверенность в завтрашнем дне, - считает эксперт, - Люди вообще так устроены, что сладкоголосым обещаниям руководителей разных рангов верят только до поры до времени. И если человеку стараются привить только «духовность», не подкрепив ее материально, то чем дольше это продолжается, тем меньше у «сладкоголосых» остается шансов вести народ в нужном направлении. Тут уж народ начинает сам искать приемлемые лично для него выходы из трудных ситуаций: кто-то уезжает, а кто-то обиду таит и накапливает – справедливости-то хочется! И ни когда-нибудь в необозримом будущем, а еще при жизни своей на этой грешной земле…».

Если харизматические-псевдохристианские, квазиоккультные и псевдонаучные культы несут угрозу здоровью и жизни в первую очередь отдельных граждан, то радикальный исламизм, пользующийся финансовой поддержкой арабских шейхов, представляет собой угрозу всему обществу. С таким мнением согласны не только независимые эксперты, но и должностные лица государств Центральной Азии. Начиная с лета 2011 года и в течение 2012 года в Казахстане, к примеру, происходили многочисленные инциденты, которые правительство отнесло на счет террористов или экстремистов, взрывы и нападения на государственные инфраструктуры и полицию. 47 членов экстремистской организации «Джунд аль-Халифат» были признаны виновными в организации бомбовых атак на правительственные здания в Атырау в западном Казахстане. Некоторые журналисты и правозащитники полагают, что исламисты стоят и за зверской расправой над служащими погранзаставы в Арканкергене, за которую был осужден рядовой В. Челах.

В Киргизии последние пару лет царит относительное спокойствие, но легко проницаемые южные границы республики делают ее возможным убежищем для террористов, а перспективы возникновения межэтнических распрей остаются предметом постоянной озабоченности власти. Таджикистан пытается жестко ограничивать роль исламистских группировок в обществе, а в ряде случаях вводит ограничения на свободу вероисповедания, регулируя длину бород и запрещая ношение паранджи. В Таджикистане опасаются усиления исламистских бандформирований в связи с выводом американского контингента из соседнего Афганистана. Опасаются этого и в Туркмении. Здесь недавно обустроили несколько новых пограничных гарнизонов на своих границах с Ираном и Афганистаном. В Узбекистане борьба с салафитами стала едва ли ни главным пунктом государственной политики. Надежды здесь возлагают на президентскую гвардию, спецслужбы и сотрудничество с США. Религиозный радикализм и сектантство делают и без того неспокойный регион взрывоопасным. Пока им противостоит наследующее советским традициям светское общество, но по мере экономического расслоения и роста безграмотности этот заряд постепенно исчерпывается.

+ + + + +

По просьбе редакции слова коллеги прокомментировал эксперт Александр Серебряков: «От редакции: полностью очевидно, что опасные процессы в сфере духовного здоровья, идущие в постсоветской Азии, актуальны и для России, за рядом небольших отличий. Например, если для Киргизии, как государства, особую опасность представляют радикальные исламисты, то в России помимо них стоит отметить и ряд других религиозных и псевдорелигиозных организаций, которые активно инфильтрируются в органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В первую очередь здесь речь идет о разных формах «нью эйдж» и столь же многочисленных воплощениях организации саентологов. Не дремлют в этом отношении и христианские деноминации, незначительно представленные в России. Радикальные неоязыческие и псевдохристианские секты, наоборот, скорее стремятся к массовой вербовке сторонников среди радикально настроенной молодежи. В целом же причины расцвета сект в Средней Азии и России схожи, поэтому стоило бы обратить особое внимание на информацию, обнародованную Владимиром Школьным и на ситуацию у соседей с тем, чтобы, как минимум, избежать проблем дома».


Ваша пицца съедена!
01.01.2022 | 16:24
Клиенты жалуются на окончательно упавшее качество Яндекс.Еды и службы доставки.

«ВТБ» Андрея Костина сбросит «Донстрой» Романа Громоздова из-за Дмитрия Рогозина?
27.12.2021 | 16:40
В telegram, экспертной среде и СМИ распространяются мнения о том, что бремя убыточного девелопера оказалось слишком тяжело для госбанка. Пишут и говорят об исках, скандалах с продажей земли стратегических КБ и якобы даже больших финансовых махинациях.

«ВТБ», «Роскосмос», «Донстрой», КБ «Мотор», «ЦЭНКИ» и «космические деньги»
16.12.2021 | 05:12
В девелоперском сообществе распространилась информация о том, что глава банка с государственным участием Андрей Костин и начальник космической корпорации Дмитрий Рогозин якобы пытаются замаскировать сделку по застройке территории бывшего КБ «Мотор», принадлежащего ЦЭНКИ «Роскосмоса».

Действительно ли Николай Колесов будет делать вертолеты?
06.12.2021 | 12:46
Дорогие читатели! Мы периодически републикуем в нашем издании материалы, «исчезнувшие» со страниц других СМИ. В данном случае речь идет о весьма интересной удаленной заметке c сайта газеты «Версия», касающейся перспектив развития отечественной вертолетной отрасли при новом руководстве. Она пока что доступна в кэше Google. Напоминаем, что приведенный текст – исключительно личное мнение его автора.

Возможно, пирамида: проект Toncoin, который рекламируется в Telegram, у многих вызывает беспокойство
04.12.2021 | 11:55
В сети многие называют это мошенничеством и говорят, что похожая афера – едва ли не с теми же участниками – была как будто бы вскрыта несколько месяцев назад. Правоохранительные органы пока молчат.

© 2010-2019, Сетевая газета Jacta       ЭЛ № ФС 77-69329

16+ Выходные данные и контакты
Главная
Редакция
Обратная связь